icon-rss-large

Добро пожаловать в Семейную реликвию! | Регистрация или Вход

 |

Подписаться на RSS


Дарья Маркушевская о концепт-дизайне интерактивной выставки "Ленинградский щелкунчик"

Автор Гость

5.0

Дарья Маркушевская - магистр искусств. Специалист в области культурологии, современных медиа, искусства, дизайна, креативных индустрий и музейного дела. С отличием окончила Высшую школу экономики (г. Москва), автор концепт-дизайна интерактивной выставки «Ленинградский щелкунчик». 

Дарья рассказывает о том, как рождался и реализовывался замысел выставки с содержанием которой можно ознакомится на сайте хранителивремен.рф 
Идея интерактивной выставки "Ленинградский щелкунчик" рождалась непросто. Самое сложное было в том, что выставка направлена, прежде всего, на юного зрителя и нам требовалось деликатно рассказать об очень сложных вещах, не раня тонкую детскую психику.
Главная задача заключалась в эмоциональном воздействии на ребёнка , в его сопереживании и погружении в самое тяжёлое время в истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) в Блокаду — с сентября 1941 года по январь 1944 года, где проводником явилась уникальная блокадная сказка Дениса Нефёдова «Ленинградский щелкунчик».

Мы наметили для себя следующие цели выставки:

1.  Рассказать о блокаде Ленинграда через призму сказки, чтобы сделать эту сложную историю более доступной и запоминающейся для детей.  Именно поэтому акцент поставлен на восприятии событий Блокады глазами ребёнка, его ценностей и мироощущения; 
2. Расширить знания посетителей об истории блокады Ленинграда, в том числе через использование интерактивных элементы выставки (QR-кодов с аудиосказкой, подлинной кинохроникой, музыкой и т.д.);
3. Подчеркнуть культурное наследие города на Неве и его Великую духовную жизнь, даже в страшное время Блокады; 
4. Выставка должна дать импульс к проведению образовательных мероприятий для детей, обсуждению истории Блокады, а также важнейших нравственных  понятий таких как дружба, верность, милосердие, жертвенность, семья, Родина.

Для достижения поставленных целей нам представилось важным применить ряд особенных подходов, а именно рассказать о Блокаде, как о более общем культурном феномене преодолении зла посредством сказочного сюжета; взглянуть на глобальную историческую катастрофу через призму историй отдельных людей, микрожизни горожан; использовать в экспозиционном плане, выделенные в отдельные блоки фрагменты из блокадной сказки «Ленинградский щелкунчик» и иллюстрации к ней. 

В качестве основы экспозиционных материалов нами были использованы научные работы и статьи по истории Блокады, дневники и мемуары блокадников, особенно дневники детей Ленинграда, архивные данные, литература, фотографии, рисунки, кинохроника, музыка военной поры. 

В целом экспозиция представляет собой историю Блокады и обороны Ленинграда и базируется на хронологической линейке от начала Великой Отечественной Войны до дня ленинградской победы. 

Экспозиционный комплекс имеет следующую структуру:

1.     Трагедия города. Начало. – Рассказ о начале Войны и Блокады 
2.     Сжатое дыхание города. – Рассказ о том, как город выживал и сражался 
3.     Дети Ленинграда. – Рассказ о жизни детей Блокады от рождения до совершеннолетия 
4.     Выжить! Семья. – Рассказ о семье в широком смысле слова, о том, что «выжили лишь те, кому было на кого опереться», о микрожизни горожан
 5.     За пределами страданий. – Рассказ о Великой духовной жизни блокадного Ленинграда
 6.     Шаги к Победе. – Рассказ об освобождении Ленинграда 

 Подготовка экспозиции включала в себя ряд этапов:

- Составление сценария экспозиции. Определение возможной формы изложения экспозиционного замысла.

Основу сценария составляет обоснование ведущих понятий, тем, идей, проблем, определяемый процессом восприятия экспозиции ее будущими посетителями.

- Определение научной концепции выставки и выработка экспозиционного образа 

Было выделено шесть основных тем, которые наиболее подробно раскрыты в блокадных свидетельствах, что позволяет, по мнению авторов выставки, многогранно осветить одновременно как трагедию, так и мужество жителей Ленинграда. Заключительным моментом данного этапа является формирование тематико-экспозиционного плана, под которым подразумевается система основных тем, идей и проблем, подлежащих раскрытию, а также выбор доступных методов реализации предлагаемых замыслов по отображению и согласование концепции выставки с научными рецензентами.

- Сбор исторических материалов для последующего исследования военной и культурной истории блокады Ленинграда 

Поиск достоверных и тематически релевантных источников, свидетельствующих, как об обороне, так и о жизни Ленинграда в период с августа-сентября 1941 года по январь 1944 года. Список исследованного материала включает в себя различные источники: научную литературу, прозу и поэзию блокадной поры,  прессу, дневники, мемуары, письма, архивные записи, военные карты, а также визуальные материалы такие как документальные фильмы и кинохронику, фотографии, плакаты, рисунки и графическую летопись и скульптуру. Также на данном этапе проводится критический анализ подобранных материалов, консультации с научными рецензентами и отбор материалов для экспозиции. 

- Визуализация данных и идей исследования (коммуникационный дизайн)

Подготовка визуального оформления выставки: создание инфографических вложений, составление хронологии событий, иллюстраций и тематических таблиц со статистическими данными, редакция изображений (документальнойхроники, карт, указов, плакатов, брошюр).

- Подготовка организованной системы текстов

Составление лаконичной и ясной системы текстов (заглавных, объяснительных и ведущих), которая должна заключать всю необходимую информацию для раскрытия темы экспозиции и при этом быть эмоционально воздействующей. Дополнительным аспектом к данному этапу работы предстаёт оформление этикетажа (заголовков, аннотаций, и указателей) к графическим данным.

- Заключительное оформление основного экспозиционного комплекса

Стилистическое согласование всех элементов экспозиционного стенда, включая текстовые и графические блоки, а также все необходимые аннотации и приложения к ним и корректорская работа.

Экспозиционные материалы для выставки отображены на трёх двухсторонних стендах размером 200 х 100 см. 

Определена оптимальная цветовая среда: желто-зеленые тона, которые улучшают условия для работы зрения, препятствуют быстрому утомлению глаз. Дополнительные цветовые решения (красный, чёрный и тёмно-серый) используются для подчёркивания значимости отдельных элементов. Отдельное цветовое решение было предусмотрено для фрагментов сказки – они расположены в особых салатовых окнах, где текст напечатан белыми буквами, чтобы зритель сразу понимал, что он читает именно фрагмент сказки.

Мне хочется верить, что выставка не оставит посетителей равнодушными. Пускай образ любимого города мрачен, а тихие голоса его жителей еле слышны, помните, что за этими полуразрушенными “фасадами” и гнетущей атмосферой есть жизнь, которую я, как автор, очень хотела передать и возвысить над бедой. 

Обратившись прежде всего к блокадным дневниками и фрагментам сказки, герои нашей выставки, как реальные, так и сказочные, сами рассказывают свои истории, поэтому от меня требовалось лишь соединить это многоголосие в один повествовательный ряд. 
И если наши юные зрители слышат эти голоса, как гимн жизни – значит мне всё удалось.



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]