Семисотова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы первой категории , муниципального образовательного учреждения «Плотниковская средняя общеобразовательная школа» Михайловского муниципального района Волгоградской области.
Урок развития речи по теме « О чем рассказала семейная реликвия»
Цели и задачи урока:
- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
- Развивать речь , воображение , творческие способности, умение анализировать и делать выводы;
- актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
- воспитывать интерес к истории родного края и уважительное отношение к предкам;
- формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества;
- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Форма проведения: урок -исследование
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, представление проектов исследовательских работ учащихся;
Оборудование:
- Презентация « О чем рассказала семейная реликвия»;
- мультимедийный проектор ;
- компьютер;
- метроном;
- алгоритм написания сочинения;
- Лист заданий «Словарная работа при подготовке к сочинению»
- Книга Памяти : в 2 т.37 кн. Михайловский район Волгоградской области.-Волгоград: Комитет по печати, 1995.;
- Фотографии фронтовиков, найденные учащимися в домашних архивах;
- Письмо с фронта Усачева И.М.
- Выставка «Семейные реликвии»
Подготовительная работа:
- учащиеся подбирают материал о близких , участвовавших в Великой Отечественной войне
- готовят презентацию
- находят фотографии фронтовиков погибших и живущих сегодня.
ХОД УРОКА
Слайд 1
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
Слайд 2
Жизнь человека только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она останется нетленной…
Память –великое человеческое свойство. Мы люди обладаем способностью помнить , вновь и вновь переживать давно прошедшее.
Слайд 2
III.Сообщение темы и цели урока.
Обратите внимание на стихотворение
Старинные вещи минувших эпох,
Как дороги сердцу семейных родов!
В них связь поколений ,
В них память далеких ,ушедших годов!
-В стихотворении есть строки «Старинные вещи семейных родов», а как называют такие старинные вещи, сохраняемые из поколения в поколение? (РЕЛИКВИЯ
Вот и сегодня на уроке речь пойдет о семейных реликвиях.
В словаре Ожегова нашлось такое определение этого слова. Реликвия-вещь , свято хранимая как память о прошлом.
Найдите в стихотворении строки ,отвечающие на вопрос «А для чего люди берегут эти реликвии?
IV. Работа по теме урока.
УЧИТЕЛЬ. В каждой семье есть предметы , которые бережно хранят, о которых рассказывают детям , внукам. Эти предметы напоминают о чем-то или о ком-то дорогом… В детстве со мной был случай . Когда мы с братом нашли бабушкин альбом , мы разрезали несколько фотографий .Я до сих пор помню , как бабушка плакала , потом она рассказала , что это были фотографии ее убитого на войне брата.
Сегодняшний урок мы посвятим дорогим вашему сердцу реликвиям. Подумаем вместе : «Нужно ли беречь эти вещи. Важны ли они для вас, подростков.»
У каждого предмета своя история …
Однажды берешь в руки вещь , семейный альбом и вдруг … словно озарение : , что это , откуда? Почему хранится в моей семье? И тогда ищешь ответы на вопросы…
Вот и сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос «О чем рассказала семейная реликвия»
ЗАПИШЕМ ДАТУ И ТЕМУ УРОКА
Мы продолжаем с вами работать над проектом «История моей семьи в истории России» .Вами собран материал для школьного музея .И сегодня , как этап нашего проекта мы должны представить реликвию своей семьи.
Истории , связанные с такими вещами , передаются из поколения в поколение и незримыми нитями связывают людей в общность , которая называется семьей . родом . поколением , народом.
Что может быть реликвией? Посмотрите на выставку. Это только часть предметов .(представление выставки)
Последней беру в руки икону
Слайд
Намоленные старые иконы
Давно висят в родительском дому .
Пред ними прадед мой творил поклоны,
Молясь усердно за свою семью…
У кого дома есть старинные иконы ? Кто на них изображен? Знаете ли вы откуда у вас в доме появилась эта икона ?Задумывались ли вы , тепло чьих рук хранит эта икона? Возможно , она –святая частичка , то , что должно оберегать вас и поддерживать в трудную минуту.
Слайд
В семье Гребенюк Даши хранится старинная икона .Историю семейной реликвии она нам сейчас расскажет.
В рассказе Даши прозвучало , что об иконе ей рассказала бабушка .А кто вам рассказал о ваших реликвиях ,с чьих слов вы знаете ?
Слайд
V.РАБОТА СО СЛАЙДОМ
Слайд
Приходилось ли вам видеть в старых альбомах фотографии ?А на стенах выцветшие снимки?
В многих семьях реликвиями являются фотографии.Фотография –только Запечатленный миг.Они немые свидетели.Но они видели и помнят ,смотрят и рассказывают. Нам. Сейчас.О том , что было , судьбу ,историю… Чью-то радость , печаль …Память –это всегда урок .И они учат нас .Учат , как надо жить дальше.
Слайд
Есть фотографии в альбоме старом-
Подумать страшно, сколько им уж лет-
Остановилось время в кадре каждом.
Мне очень дорог черно-белый строгий цвет.
И в этом цвете все еще моложе!
Струится вновь воспоминаний бег.
И эти лица мне близки , хоть строже
Глядят глаза , добрей которых –в мире нет!
И.Чеботникова.
Учитель. Ребята , вспомните фотографии своих бабушек и дедушек в молодости. Что они пережили ? Что чувствовали ? О чем мечтали?
Слайд
Перед вами фотография военных лет , на ней изображены бабушка и дедушка Кошковой Татьяны .Это 45 год , это 2010.
Слайд
Перед вами фотографии Антонова Сергея Ивановича , прадедушки вашего одноклассника Антонова Романа. Он награжден благодарственными письмами ПОКАЗАТЬ и зачитать
Слайд
О человеке , изображенном на этой фотографии, расскажет Родионов Артем . В его семье тоже есть необычная реликвия.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Лист заданий «Словарная работа при подготовке к сочинению» часть 1.
Слайд
В семье Лапиных хранится много памятных вещей ,которые могут рассказать историю их семьи/Перед вами Лапины Николай Семенович и Анна Дмитриевна. Они живут в нашем хуторе. О нелегкой судьбе прадедушки расскажет Белоножкина Анна.
Слайд
В семье Михайлик хранится реликвия –золотое кольцо. Об этом расскажет Заборовский Анатолий.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Лист заданий «Словарная работа при подготовке к сочинению» часть 2
Вспомни , как пишется
Запомни , как пишется
Спроси , как пишется , если затрудняешься в написании
Часть 1
Т_желый бой ,урага_ый огонь ,пр_тивник, возвр_тился д_мой, б_евой ,фаши_кий, ф_тография ,святыня ,вое_ые годы, восп_минания.
Великая Отечественная война, команда ,сражение ,фашизм,
медаль, орден ,награды, День Победы, на фронт ,портрет ,снимок, доблесть ,отвага, мужество, Курская дуга ,Сталинград,солдат,военкомат,реликвия.
Часть 2
Чтобы избежать повторов , подбери синонимы и описательные обороты к словам
Фотография –
Храбро-
Война –
Бой-
Прадедушка (прабабушка)-
Слова для справок
Снимок , фото, портрет, лихое время , битва, огненные годы, время испытиния ,предок , родственник ,
мужественно , отважно , доблестно,защищать Отечество , Родину, бесстрашно,сражение
Ребята . обратите внимание на следующий слайд.
Слайд
Писем белые стаи
Прилетали на Русь …
Их с волненьем читали ,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют , не жгут ,
Как большую святыню
Сыновьям берегут!
Об этой реликвии мне хотелось бы сказать особенно. Это письмо с фронта .
О нем расскажет Печерская Ирина (включить магнитофон с записью музыки)
УЧИТЕЛЬ Ребята на уроке мы смогли познакомиться только с некоторыми семейными реликвиями , но мы с вами проделали большую работу по сбору информациии для школьного музея. Сегодня вы должны написать сочинение на тему «О чем рассказала семейная реликвия» . Пусть каждый из вас расскажет об этом и постарается выразить свое отношение к ней.
VI.Написание сочинений
Перед вами план ваших проектов .В написании сочинения можно придерживаться данного плана…
Слайд
А также у вас на столах алгоритм написания сочинения
Алгоритм написания сочинения
1.Реликвия –это …(Ключевые слова: памятная вещь ,дорогая память . память о …, свято хранимая…)
2.Почему обратил внимание на этот предмет(Ключевые слова: говорили на уроке , получил задание ,перебирал фотографии , расспросил…)
3.С кем связана данная реликвия (Ключевые слова: я никогда не видел…,мало , что знаю о…,видел фотографии…,знаю по рассказам…)
4.Что мне известно о людях , с кем связана реликвия.
5.История , связанная с предметом или человеком , о котором рассказывается в сочинении.
6. Стоит ли беречь эту реликвию? Почему ?(Ключевые слова : Я хочу , чтобы …Мне хотелось , чтобы..)
Прослушаем черновые варианты , написанные ребятами.
(Анализируем отдельные моменты)
VII. Рефлексия
О чем заставил задуматься сегодняшний урок?
Изменится ли теперь ваше отношение к предметам , бережно хранимым вашими близкими?
Если вы считаете , что важно хранить семейные реликвии , то возьмите и прикрепите зеленый листок к нашему дереву, если считаете , что помнить о прошлом не важно –желтый к подножью дерева.
Ребята посмотрите , дерево оказалось зеленым , а значит для вас важно , чтобы вы помнили о прошлом .У человека , как и у дерева , есть корни-это наши предки . И пока вы будете помнить о них , древо вашего рода будет расти , ваши дети тоже с благодарностью и любовью вспомнят о вас.
VIII. Итог урока
Память и знания прошлого заполняют мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст , без прошлого нет будущего . Память о прошлом живет и бережно хранится в народе .Наверное. память стала той силой ,хранящей наши семьи , национальную культуру, родную страну.
Помните об этом.
IX.Домашнее задание. Дописать сочинение.
X. Оценки за урок.