icon-rss-large

Добро пожаловать в Семейную реликвию! | Регистрация или Вход

 |

Подписаться на RSS


Владимир Епифанов. Знать своих предков необходимо

Опубликовано 15.08.2018, автор Гость

Представляем вниманию читателей статью посвященную теме сохранения истории семьи как важного фактора для становления человека написанную действительным членом Российского Дворянского Собрания, вице-предводителя Новосибирского Дворянского Собрания Владимира Александровича Епифанова. Посвящается дочери Анастасии

Не ведающие своей истории не имеют достойного будущего

Владимир Епифанов. Знать своих предков необходимоВынесенная в эпиграф мысль касается как крупных сообществ людей (цивилизаций, рас, народов и государств), так и отдельных семей, и конкретного человека. И если для крупных сообществ история в большинстве случаев известна и с той или иной степенью детальности записана, то для многих людей (во всяком случае, жителей стран бывшего Советского Союза) знания о своих предках зачастую не уходят дальше имен, профессии и местожительства дедов, реже прадедов. Исключения единичны, и их, в основном, составляют представители древних и знатных родов.
Для громадного большинства жителей России история их прямых предков до сих пор остается terra incognita. Это вовсе не удивительно, ибо связано с особенностями существования нашего общества на протяжении десятков лет строительства социализма в России - СССР. Незнание правдивой истории своего государства (в том числе, и биографий своих предков) вызвано, как минимум, двумя определяющими моментами.

1. За годы советской власти не одно поколение соотечественников получило установочное историческое (овеянное историей КПСС, истматом и пр.) школьное и вузовское образование, в контексте которого упорно проводилась мысль, что лишь после "Великого Октября” началась реальная история народа, а до того в России в целом царили рабство, грязь и нищета. (Замечу, что и до настоящего времени русофобские настроения явно преобладают в средствах массовой информации.) Такой взгляд вовсе не стимулировал личные исторические изыскания даже среди образованных масс советского народа, а кроме того, существовала опасность изучая родословие, найти предков, не имеющих пролетарского или крестьянского происхождения. Устойчивое неприятие иных сословий прививалось с помощью подбора литературных произведений, входящих в программу школьного обучения, которые в значительной мере формировали представления о дворянстве по сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и др., и о помещиках – на примере самодуров типа Дикого и Кабанихи. Лишь шедевры мировой литературы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и немногих других давали положительные образы дворянства и помещиков. Известно, что еще в начале 20-х годов на многие художественные произведения был наложен запрет Крупской, Луначарским и другими "культурологами”. Такая литература не допускалась к печатанию, либо изымалась из оборота и уничтожалась. Не более объективно в программах всеобщего обучения представлялись промышленники, купцы, священнослужители, даже крепкое крестьянское хозяйство определялось эпитетами "кулак”, "живоглот” и т.д. Все это накладывало отпечаток на мировоззрение людей. Подобные взгляды уже укоренились в сознании нескольких поколений. 

2. Начавшийся после 1917 года геноцид русского народа привел к почти полному физическому уничтожению (либо изгнанию за пределы государства) передовых сословий России - дворянства, духовенства, купечества, промышленников и наиболее работоспособных и предприимчивых крестьян. Уничтожение сословий происходило планомерно и разнообразно и постоянно встречало сопротивление. Подавлялось сопротивление крайне жестоко, беспощадно. В условиях диктатуры пролетариата и тотального террора даже сама принадлежность к этим сословиям была (и нередко становилась) опасной для жизни. Кроме того, существовали реальные ограничения в профессиональной деятельности и получении образования. В этих условиях тема предков мало обсуждалась или вовсе была закрытой. Аресты затронули множество (может быть, большинство) русских семей, и во многих из них во имя сохранения жизни оставшихся, прятались или уничтожались фотографии и семейные документы. Нередко, чтобы обезопасить жизнь и не усложнить будущее своих детей, от них скрывалась информация о судьбе даже ближайших родственников. Примером этого может быть факт, что мама автора узнала о расстреле своего деда (в 1918 году), только выйдя на пенсию в начале 80-х годов, когда бабушка решилась рассказать о своем отце и других родственниках этой линии.

Таким образом, и социально-психологическая обстановка в государстве, и воспитательное образование населения не способствовали заинтересованности большинства советских граждан в выяснении своих корней. Люди строили "светлое будущее”, не оглядываясь назад. Что построили и как сберегли - видно сейчас (благо, история Государства на этом не заканчивается). Историю уже не изменить, но некоторые ошибки прошлого можно и нужно учесть.

Судьба страны зависит от судьбы коренного народа. Это прекрасно знали большевики и их последователи. Ликвидировав передовые сословия Государства Российского и лишив (на время!) исторической памяти оставшееся население, "реформаторы” начали создавать "трудовой народ”, послушный указаниям интернационального партийно-правительственного аппарата. Этот аппарат был не только интернационален персонально, но и решал во многом интернациональные задачи. Упразднив прежнее структурное разделение - ликвидировав губернии, территорию государства расчленили на национальные автономии. Были отданы "соседям” огромные территории Государства Российского, причем отданы земли далеко не худшие. За счет России в годы советской власти были подняты из экономического и исторического небытия (в том числе, из феодализма) многочисленные Республики Советов, а также - национальные автономии и округа. Подъем и развитие окраин Союза осуществлялись в прямой ущерб России, о чем свидетельствовала не только статистика бюджета в СССР, но и реально наблюдавшийся уровень жизни в России и Союзных Республиках.

Лишь редкостные резервы жизненных сил народа и его природный талант смогли обеспечить не только выживание страны в условиях крайне жесткой централизации власти, но и те огромные успехи, которые до недавнего времени позволяли нам быть сверхдержавой. При этом развал Союза во многом был обусловлен быстрым развитием окраин, их относительным достатком, и, как следствие, - амбициозностью и высоким самомнением национальных "элит”. Наблюдения показывают, что революционные события захватывают страны и регионы в момент их развития, когда быстро образуется значительный слой образованцев-разночинцев, высокомерно претендующих на более высокое социальное положение и испытывающих неудовлетворенность своим нынешним статусом. И сейчас Россия в долг (с большой вероятностью его невозвращения) содержит большинство бывших братских народов. При этом социальная и экономическая обстановка в самом государстве крайне напряженная. Россия опять "работает на дядю” и не решает своих проблем. 

Все это стало возможным из-за массовой утери россиянами четкого национального самосознания. Последнее же является основой созидательного патриотизма, и опирается оно на достоверные знания о своем прошлом. Прошлом, без которого не бывает будущего.

Один из самых верных путей "реанимации” здорового патриотизма – исследование своей родословной, а как следствие этого, изучение живого реального, непосредственно связанного с человеком-исследователем прошлого своей страны –России. А исследование это и интересно, и полезно.
Изучение своих корней, истории своих предков, позволяет прежде всего определить свое место в мире, ответить на вопросы: кто я, зачем пришел в этот мир, почему я родился здесь и в этой семье? Подобные вопросы возникают у всякого нормального человека. Знания о предках на много колен назад позволяют человеку видеть себя не только в последовательном строю прямых родственников, но и связать жизнь рода (а через это и себя самого) с конкретными историческими эпохами, с суровыми и славными событиями, которыми полна История России. Такое видение уже в начале жизненного пути дает  твердую почву и превращает человека из "Ивана, не помнящего родства” в личность с историческим багажом предков и ответственностью перед ними. Ощущение личностного достоинства закладывается в детстве (врожденное достоинство – предмет рассмотрения особый) и определяется в значительной степени, а может быть и главным образом, базой знаний о ближних и дальних предках. Без неё нередко кажущееся со стороны развитым чувство достоинства на поверку оказывается чванством, спесью и гордыней не очень умного самовлюбленного человека, либо манией собственного величия психически не совсем здорового индивида.

Именно личное достоинство и знание истории Государства Российского формируют человека-гражданина, человека-патриота, человека, не способного допустить измывательств над собой, своим народом, своей Родиной.

Очень важно дать знания о предках подросткам. Достоинство и требовательность к себе – вот те качества, которые бы хотел видеть в своих детях любой родитель, и именно они развиваются при изучении своих родословных. Одновременно расширяется кругозор человека в историческом и литературно-художественном направлениях - ведь все связано: и история, и культура. Изучение родословных заставляет задумываться и над вопросами философского плана. Наконец, оно делает нормального человека добрее, терпимее к другим, ибо через осознание своей общности с миром человек начинает понимать и ценность существования других людей. И если такое понимание не дано Богом, то пусть оно разовьется размышлением.
Каждый может быть уверен, что в любой момент Истории Человечества жили и его прямые предки. Чем они тогда занимались и где (да и кем были по роду-племени) установить российскому исследователю своей родословной крайне сложно, зачастую невозможно, но уже и на этом этапе работы возникает интерес к истории. Ведь надо всегда иметь в виду следующее. Родословная по прямым предкам любого человека может быть представлена в виде мощного потока реки-жизни. Необходимо заметить, что если при строительстве родословных "родословное дерево” удобнее строить от родоначальника, то при обратном построении – от конкретного человека к его многочисленным прямым предкам – будет правильнее использовать систему "реки-притоки”. Сам исследователь – это главный поток, образованный слиянием двух рек – отца и матери. Каждая из этих речек тоже образована слиянием двух рек – их отцов и матерей (двух дедушек и двух бабушек основного потока – самого исследователя). Реки-дедушки и реки-бабушки также образовались при слиянии их родителей (четырех прадедушек и четырех прабабушек). И так можно считать очень и очень долго, углубляясь в века и будучи уверенным, что всегда жили и действовали твои прямые предки. Следует ожидать, что при сложной истории населяющих Россию народов (перемещении при многочисленных войнах, переселении на лучшие земли и т.д.), такая "река предков” была очень разнообразной и ветвистой.

Потребовалось удивительное, уникальное стечение самых разных обстоятельств (для верующих – Божий Промысел) и самых разномасштабных исторических событий, чтобы, пересекаясь в пространстве и во времени, многочисленные предки в итоге произвели на свет именно данного человека (тебя, читатель!) с его внешностью, умом, характером и т.д. Иными словами, каждый конкретный человек являет собой зафиксированный Природой уникальный продукт Истории (может быть стоит и "громко” сказать – конкретный, единственный и неповторимый продукт Истории развития Человечества). Понимание этого приводит к пониманию, что и сосед по дому, и сосед по парте, и сотрудник на работе, и просто прохожий, тоже являются зафиксированными Природой уникальными продуктами Истории, ибо они подобны тебе. Все люди ценны и уникально неповторимы. Такой взгляд позволяет видеть окружающее как тонкий и чуткий мир Природы и Человека, мир, который разнообразен, сложен и интересен.
Итак, родословные надо изучать чтобы быть достойным гражданином, патриотом, Человеком.

Заниматься же изучением своих корней - занятие интересное, но далеко не простое. Это большая и, подчас, трудная работа. Но работа необходимая, поскольку у каждого нормального человека, нашего современника, есть нравственный долг перед предками и потомками – постараться восстановить родословную цепочку, дать возможность потомкам узнать свои корни и почувствовать себя полноценным человеком на своей Родине, в ее Истории.
Значительным преимуществом в возможности изучения своих родословных обладают потомки дворянских родов. Это связано, прежде всего с родовой памятью сословия, в котором принято чтить предков и есть основания гордиться ими, а также с тем, что сохранившиеся архивные материалы посвящены в основном дворянам – более активному слою русского народа, выполнявшему властные управленческие и командные воинские функции.
Однако реальные возможности обнаружения данных по родословию имеют и потомки других сословий (а, кроме того, далеко не для всех исключается возможность обнаружения среди своих предков дворян). Главное при поисках - настойчивость при достижении цели. Поиски же следует осуществлять через выявление мест проживания, дат рождения, сословного состояния либо профессиональной деятельности предков, о которых помнят старшие в семье. Дальнейший поиск может проводиться через архивы церковных приходов, городские, военные и другие архивы. Иной раз краеведческие музеи и местные краеведы могут существенно помочь в работе. Чтение художественной литературы и мемуаров никогда не бывает вредным, а для восстановления родословных - может принести неожиданные и приятные сюрпризы.

Думаю, будет полезным кратко рассмотреть историю родословных поисков на известном автору материале.

Опыт родословных изысканий (главным образом, по архивным материалам) моей тетушки – Епифановой Надежды Пантелеевны может являться примером жертвенной, но очень нужной для нас, ее родственников, работы. Нужно сказать, что результат исследований во многом обеспечен личностными характеристиками Надежды Пантелеевны и условиями поисков – сильной волей, хорошим образованием (кандидат экономических наук), полным энергией пенсионным досугом и проживанием в г. Москве, где имеются многочисленные исторические архивы. Вместе с тем, изрядное количество документов было обнаружено ею за пределами Москвы, по месту проживания предков – в архивах Мурома и Саратова, в библиотеке Саратовского краеведческого музея, в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Приходилось совершать длительные (до месяца) поездки в другие города и буквально "прилипать к стулу”, исследуя многочисленные архивные материалы. Сведение в систему всех найденных материалов позволило уже к 1992 году в целом воссоздать родословие дворян Чирковых (Епифанова Н.П. Родословная книга дворян Чирковых. М., 1992, РГБ ОР, Ф.743, № 3-93, С. 1-83). Основная часть работы над родословной заняла более 5 лет. Но это были года, возможно, наиболее ярко эмоционально окрашенные – их определяет вынесенная в заглавие ее первой публикации (журнал "Родина”, № 8-9, 1992 г) фраза: "Я живу радостями и печалями предков…”.
В названной статье она пишет: "Найти предков я могла только по отцовской линии – у меня хранится свидетельство о его рождении. Я знала, что мой дедушка – Александр Зиновьевич Епифанов родился в г. Вольске [Саратовская губерния – В. Епифанов]. В Историческом архиве Москвы сохранились материалы, свидетельствующие о том, что в 1883 году он окончил Императорское Московское Техническое училище [до недавнего времени - Бауманский институт – В. Епифанов] с правом ношения знака отличия и удостоен звания инженера-механика. Там же я узнала, что у него были родные братья – Степан и Тихон [Степан окончил в 1889 г. то же училище и тоже со знаком отличия, а Тихон, закончив Казанское юнкерское училище, умер в чине капитана в возрасте 24 лет – В. Епифанов]. Они родились в г. Вольске в семье купца Зиновия Тихоновича Епифанова, получили хорошее воспитание и образование. Дедушка стал талантливым математиком, имел научные труды, преподавал в гимназиях, в возрасте 33 лет был произведен в чин статского советника, являлся кавалером 5-ти орденов, в том числе – Святого Владимира.

Моя бабушка Надежда Алексеевна – урожденная Чиркова – принадлежала к саратовскому дворянству. В архиве города Саратова я нашла поколенную роспись на первых 30 представителей рода Чирковых и документы от 1793 года, доказывающие их древнее происхождение… Побывала в библиотеке краеведческого музея, где нашла некоторые издания Губернского Земства с данными о службе моего прадеда в последние годы его жизни. В "Алфавитном указателе фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах…”, где фиксировались чины и должности служилых людей высших рангов обнаружила 17 своих предков. Посмотрела "Разрядные” и "Писцовые” книги …». Выяснилось, что «…В XVI-XVII веках были среди них стольники, Дворяне Московские, стряпчие, а также - воеводы, объезжие головы, сотники и др., служили по Москве, Мурому, Епифани. Самые древние из найденных сведений о роде относятся к 1553 году».

Работа у Надежды Пантелеевны пошла значительно быстрее, когда она узнала, что предки по линии Чирковых имели земли в 26 уездах и городах Владимире, Муроме, Ярославле, Саратове, Вольске и др. Информация о землевладениях сконцентрирована в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). Однако … .  Как она пишет: «… Здесь пережила одни из самых горьких минут. Мне принесли рукописные тексты XVII-XVIII веков, а прочесть их не смогла – написание букв тех времен сильно отличается от современного. Пришлось засесть за учебники. Теперь я читаю такие тексты, просмотрела много десятков томов древних книг. В материалах по земельным спорам нашла много женских имен и связи с другими родами, отрывок родословной, 15 списков с различных жалованных и других грамот, родословные росписи …».

В результате работы с этим архивом, а также с Государственным архивом Саратовской области (ГАСО), Центральным государственным военно-историческим архивом (ЦГВИА), Центральными государственными историческими архивами гг. Москвы и Санкт-Петербурга (ЦГИА) были выявлены родственные узы с такими фамилиями, как князья Бабичевы, Болховские, Козловские и Шаховские, а также с дворянами: Анненковыми, Батарчуковыми, Беклемишевыми, Бестужевыми, Буниными, Ватазиными, Глебовыми, Грековыми, Давыдовыми, Демидовыми, Дуровыми, Еропкиными, Жемчужниковыми, Иксанскими, Киселевыми, Лавровыми, Лизуновыми, Маловыми, Мошинскими, Нащокиными, Нездиными, Нелидовыми, Образцевыми, Ознобишиными, Остафьевыми, Саламыковыми, Палтовыми, Пашковыми, Петровыми, Поливановыми, Татищевыми, Трегубовыми, Халкиоповыми, Хитровыми, Ховриными, Хоненевыми, Языковыми и др.

Поскольку большинство мужчин рода Чирковых взрослую жизнь начинали с воинской службы Отечеству, то много дала работа в Военно-историческом архиве. Надежда Пантелеевна отмечает: «… В послужных списках и различных прошениях хранились сведения о прадеде и его ближайших родственниках. Нашла я и трех старших братьев отца – Алексея, Тихона и Льва [Епифановых – детей Александра Зиновьевича Епифанова и Надежды Алексеевны Чирковой – В. Епифанов], русских офицеров, участвовавших в первой мировой войне.». Надо заметить, что информация по предкам наиболее массово представлена в документах по землевладению и воинской деятельности.

История России насыщена многочисленными войнами, практически в каждой из которых принимали участие наши предки. Так, удалось восстановить, что еще в «немецком походе» Ивана Васильевича принимал участие Михаил Андреевич Чирков (был убит в 1558 году). Уже в период после лихолетья Первой Русской Смуты представители рода храбро сражались и отмечались Государями. В древних архивах о предках Н.П. Епифанова нашла и такие документы – «… на Москве в осаде сидел и за православную христианскую веру … и за нас великого государя … против королевича Владислава и польских, и литовских, и немецких людей и черкесов стоял крепко и мужественно на бою и на приступах бился не щадя головы своея ..», «… будучи за нами Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем … в нашем царского величества походе в селе Коломенском и в Саввине монастыре, и в селе Воздвиженском и в Троицком Сергиеве монастыре во время нашедшего в нашем царствующем граде Москве мятежа и нестроения служил нам вероя … и всякую нужду принимал … и пожаловали его верную службу и усердное радение в роды и в роды …».

Военная документалистика свидетельствует, что в царствование династии Романовых представители рода также предпочитали военную службу и нередко дослуживались до генеральских званий. Так, Владимир Львович Чирков (1804 – 1880) оставил службу по болезни, вызванной ранениями, в 1856 году в звании генерал-майора, а его сын (от брака с княжной Анной Николаевной Шаховской) Сергей (р. 1836)   –  флигель-адъютант Его Императорского Величества Александра II в 1865 году умер от ран в возрасте 29 лет. Николай Александрович Чирков (1753 – 1806) участвовал во второй Турецкой кампании и, наряду с прочими представлениями, был награжден золотой шпагой, пожалован кавалером ордена Святого Георгия 4 степени, и в 43 года произведен в генерал-майоры. Его дочь Екатерина стала женой Н.И. Поливанова (сенатор), и в этой семье хранилась шпага генерала. Другая дочь - Софья Николаевна - вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 года, поэта и партизана, генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова. Генерал-от-инфантерии Александр Александрович Чирков (1764 - ?) участвовал в войне со Швецией, кавалер орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней.

После военной службы многие представители Чирковых были предводителями уездных и губернских дворянств Поволжья, работали в думах и управах, различных попечительских советах и комиссиях. Пример тому прапрадед автора - Алексей Иванович Чирков (1830 – ок.1891) – штабс-капитан, участник войны с Турцией 1853-56 гг., награжден Орденом Святой Анны 3-й степени с бантом и мечами, по ранению вышел в отставку. С 1888 года служил в г. Вольске членом городской думы, уездной земской управы, уездного училищного совета, присяжным заседателем, уездным исправником, а его дед – Лев Иванович Чирков (1774 – 1826), после отставки, в 1807 – 1816 гг. был предводителем дворянства Хвалынского уезда Саратовской губернии, и за труды на этом поприще был награжден орденом Св. Владимира 4 степени.

Много интересного (с выходом на прямых предков) было найдено в процессе изучения родословия жен представителей рода. Так, например, супруга названного Льва Ивановича Чиркова – Татьяна Акакиевна (дочь Акакия Прокофьевича Демидова и княжны М.Н. Щетининой) была внучкой московского чудака-богача, действительного статского советника Прокофия Акинфиевича Демидова – сына и внука известных уральских и сибирских заводчиков Акинфия Никитича и Никиты Демидовых. Таким образом, одним из прямых предков автора, действовавшим во благо Государства Российского во времена Петра Великого, был основатель династии дворян Демидовых – крестьянин Никита Демидов Антуфьев. А с помощью изысканий по фактам прямого родства с Беклемишем (Прасковья Беклемишева – бабушка автора в 7 колене) и Языком (Мария Языкова – бабушка в 5 колене) выявляются германские и монгольские корни.

Следует ожидать, что при достаточно глубоком изучении поколений своих предков любой человек может удостоверится в собственном "интернационализме”. Подобные факты смешения наций могут ставиться только в заслугу России, ибо, возводя в дворянское достоинство инородцев, иностранцев, своих заслуженных граждан, государство, ставя лишь одно непременное условие – православное вероисповедание - демонстрировало открытую суть свою на всем обозримом историческом пути. Патриотом такого государства нельзя не быть, и при этом рассовый национализм понимания не встретит.

Если для построения родословной "на глубь веков" основную роль играют архивы древних актов и военно-исторические архивы, то для восстановления истории своих ближайших предков значительную помощь может оказать работа с архивами церковных приходов или епархий, а также посещение краеведческих музеев и общение с краеведами.

При поездке в гг. Саратов и Вольск Надеждой Пантелеевной было выяснено, что в прошлые века в истории города Вольска немаловажную роль играл род гильдейских купцов Епифановых. Активная деятельность представителей рода на выборных должностях – бургомистры, ратманы, городские головы – отмечается уже в 80-х годах XVIII века. В переписке с работником краеведческого музея г. Вольска подсказали (здесь и далее цитируются выписки из составленной Н.П. Епифановой "Родословной книги ..”), что «… еще в 1880 году историк М.М. Владимиров писал: «Когда были выборы в 1793 г., то против имени В. Епифанова, кандидата в городские головы, было отмечено: ”оный Епифанов от баллотирования градским обществом уволен во уважении его добропорядочной и беспорочной сряду шестилетней ратманом и градским головою службы и за последовавшим с его домом от пожара несчастным случаем”. Этот случай был несчастным не для одного только Епифанова. Есть предание, что у Василия Епифанова водилось много голубей под крышами надворных строений – и вот несколько человек недовольных наловили много тех голубей, подвязали к ним по пучку осмоленной и зажженной пакли и пустили на волю. Голуби полетели в свои гнезда под крыши – и вся усадьба Епифанова запылала. Это было 2 сентября 1792 года. Городничий Попов узнал о пожаре в доме головы Епифанова и будучи не в ладах с ним, не подал своевременно помощь. Огонь, погоняемый ветром, разросся в необозримое море и 372 дома пожрала ненасытная стихия. Убыток был оценен в 250000 рублей. Это вот и есть "Епифановский пожар”, памятный многим до сих пор…».

Исследование же церковных архивов позволяет не только прослеживать род через бракосочетания предков и крещение их детей, но может дать представление об их статусе и окружении. Нередко восприемниками от купели (крестными) при крещении младенцев были близкие друзья родителей. Через их фамилии и род занятий, в ряде случаев, можно восстановить круг общения и выявить интересы предков. Например, у родившихся в имении в с. Столыпино (Вольский уезд) младенцев Алексея Ивановича Чиркова, восприемницей от купели была Александра Петровна Дельвиг (урожденная графиня Толстая – р. 1831). Поэт Антон Антонович Дельвиг был другом А.С. Пушкина и родным братом ее мужа - барона Ивана Антоновича (р. 1814). Семьи Чирковых и Дельвигов не только соседствовали имениями (Дельвигам принадлежала д. Александровка), но и служили вместе – например, Иван Антонович служил в I-ом Карабинерном полку, которым командовал Владимир Львович Чирков (родной дядя Чиркова-соседа). Другие соседи Чирковых – Глебовы имели близких по возрасту детей и между ними создалось несколько супружеских пар. Безусловно, стоит обращать внимание на запись о восприемниках.

Материалы о жизнедеятельности предков можно найти в газетах и журналах тех лет, выпускавшихся в губернских городах по месту их проживания. Так, просмотр всех выпусков за 21 год номеров «Саратовских губернских ведомостей» (ежедневная газета) позволил Надежде Пантелеевне собрать много интересного о Чирковых и Епифановых.

Литературные источники также могут донести до исследователя ценную информацию. Не говоря уже об опубликованных работах историков (типа: Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии. – Саратов, 1911, или Юровский Л.Н. Саратовские вотчины. – Саратов,1923, либо «Памятная книжка Саратовской губернии на 1859 г.». – Саратов, 1959, и т.д.), данные о предках можно почерпнуть из источников мемуарного характера. Например, поэт Тарас Григорьевич Шевченко в своих дневниках писал 2 сентября 1857 г. (Собрание сочинений. – М., 1965. – Т. 5. –  стр. 111): «Ночью против города Волжска (место центральной конторы дома Сапожниковых) пароход на несколько часов остановился. А.А. [Александр Александрович Сапожников – «купец-миллионщик» – В. и Н. Епифановы] сошел на берег и в скором времени возвратился на пароход с своим главным управляющим Тихоном Зиновьевичем Епифановым: белый с черными бровями, свежий, удивительно красивый старик, с прекрасными манерами, и тени не напоминающими русского купца. Он мне живо напомнил своей изящной наружностью моего дядю Шевченко-Грыня». Тихон Зиновьевич (1802 – 1886) был дедом Александра Зиновьевича Епифанова (1859 – 1941) - прадеда автора.

Другая литературная находка связана с автобиографическим произведением генерала А.И. Деникина «Путь русского офицера» (М.: Изд-во Прометей, 1990 г.). Вспоминая свое детство и отрочество, он на страницах 26, 30, 31 пишет: «Перебирая в памяти ученические годы, я хочу найти положительные типы среди учительского персонала моего времени и не могу… Исключение представлял учитель чистой математики, Александр Зиновьевич Епифанов. Москвич, старообрядец [вероятно, ошибка автора – В. и Н. Епифановы], народник, немного толстовец – он приехал в наш городишко тотчас по окончании Московского Технического училища с молодою женой и сразу привлек к себе внимание всех обитателей…. Епифанов никакой «противоправительственной деятельностью» не занимался и, конечно, никакой «политики» не касался в беседах со своими питомцами. А влиянием на них пользовался большим. В качестве классного наставника он вникал в нашу жизнь, старался найти причины проступков и не успешности, помогал советами, защищал от неумеренного гнева инспекторского и умел наказывать и прощать так, что все мы чувствовали справедливость его решений.. Много добрых семян заложил в молодые души Александр Зиновьевич Епифанов».

В качестве примера мною приведен лишь один, да и то изрядно ужатый по широте рассмотрения,  «маршрут по реке родословия» - родословия моего деда по отцу – Епифанова Петра Александровича (1897 – 1937). Дед, как и его отец Александр Зиновьевич, был преподавателем. В 1916 году он поступил в Екатеринославский Горный институт. В 1919 году служил в Добровольческой армии (по сообщению отца автора он находился во флоте, подчинявшемся генералу А.И. Деникину). Заканчивать пришлось Горный институт уже переименованный в Днепропетровский (и то довелось лишь в 1935 году). Преподавал математику и немецкий язык в средней школе в Днепропетровской области. Репрессирован в 1937, реабилитирован в 1956 году. По сообщению КГБ УССР № П-4954/10-1 от 18 декабря 1990 г.: Петр Александрович Епифанов арестован 10 октября 1937 года и необоснованно обвинен в контрреволюционной националистической деятельности, 20 ноября осужден к расстрелу, приговор приведен в исполнение 4 декабря 1937 года, реабилитирован 15 сентября 1956 года, место смерти и захоронения тела установить не представилось возможным». Это горькие страницы родословия и далеко не всем удастся их избежать. Но тем более надо изучать своих предков, восстанавливая правду для потомков. Если жены и дети таких репрессированных жили с клеймом семьи «врага народа», то надо, чтобы «не было оскомины детям за то, что отцы ели терпкое».

Так уж устроена жизнь, что по ее ходу появляются потомки, но теряются предки и ближайшие родственники. Но и здесь исследование родословных может внести радостные коррективы. Пример тому есть в результатах изысканий Епифановой Надежды Пантелеевны. После опубликования ею ряда статей и книги «Чирковы: Воскрешение древнего дворянского рода» (СПб.: ВИРД, 1999. – 60 с.) возникли контакты с заинтересованными людьми, а после подачи объявлений по розыску родственников в газету «Труд – 7» встретились, познакомились и стали дружны потомки (может быть пока не все?) Алексея Ивановича Чиркова - потомки растерзанной революцией, гражданской войной и репрессиями, прежде многочисленной дворянской семьи Чирковых из Поволжья. Оказалось, что сейчас в Мордовии в г. Темникове вместе со своими тремя детьми – XIV поколение Чирковых: Виктория (р. 1980), Олег (р. 1985) и Лидия (р. 1988) - живет носитель фамилии Чирков Игорь Алексеевич (р.1953). Его родная сестра Екатерина (р. 1955, в замужестве Идрисова) вместе с двумя дочерьми – Вероникой (р. 1988) и Марией (р. 1989) проживает в г. Москве. Есть надежда, что у этой истории будет продолжение.

Как видно из изложенного выше, отправляясь в маршрут даже по одному из своих родов, исследователь будет вынужден знакомиться с разными его «притоками», окунаться в различные исторические эпохи, становиться зрителем разнообразных исторических событий. Работа по изучению родословной представляет собой большой труд, но при увлеченности и настойчивости она приносит свои плоды. Творческая работа всегда в радость, а сколько благодатных эмоций доставляет «открытие» своих предков! Пусть результаты будут получены не сразу, отчаиваться не надо – «вода камень точит». Продолжайте поиски - они окупятся сторицей.

В Новосибирске уже не первый год существует «Историко-родословное общество». Созданное из энтузиастов и радетелей истории предков, оно понемногу увеличивается. Хочется пожелать этому обществу неравнодушных людей, успехов в их деятельности, терпения и удач!
Читателя же призываю заняться исследованием своего родословия и напоминаю эпиграф: «Не ведающие своей истории не имеют достойного будущего».

Источник: http://www.orthedu.ru/journal/15246-znat-svoih-predkov.html